- Положение о службе медиации
- Приказ о работе школьной службы примирения
- Устав школьной службы примирения
- Документы для сопроводительной работы службы примирения
Школа – это открытая динамическая система, сложное многоуровневое сообщество, пронизанное сотнями невидимых нитей взаимодействий и взаимоотношений, в котором каждый участник образовательного процесса постоянно выстраивает коммуникацию со множеством людей. И в условиях большого количества участников сообщества (дети, учителя и родители) конфликты являются неизбежной составляющей системы взаимоотношений.
Далеко не все конфликты разрешаются без потерь для всех его сторон. Кроме того, иногда мы оказываемся вообще не в состоянии разрешить тот конфликт, участником которого оказались.
Поскольку появление конфликтов неизбежно в силу того, что они являются частью нормального функционирования любой социальной системы, негативное отношение к конфликтам может отрицательно сказаться на работе всей системы. Зачастую конфликт определяют как негативное противостояние, мешающее нормальному взаимодействию. Такое понимание формирует и соответствующее отношение к этому явлению: нужно избегать конфликтов, нельзя позволять им проявляться. Если конфликты в школе не признаются нормальным явлением, то, как следствие, отсутствуют и алгоритмы для их распознавания, предупреждения и разрешения.
На сегодняшний день хорошо известны две технологии разрешения конфликта:арбитраж и медиация.
Арбитраж – это способ разрешения конфликта, при котором третья сторона выступает в роли судьи. В данной технологии инициатива и ответственность полностью передаётся арбитру, а сторонам даётся возможность только высказывать аргументы своей позиции.
Альтернативой арбитражу является технология медиации, которая отличается тем, что большая часть ответственности за процесс обсуждения и решения конфликта лежит на сторонах-участниках конфликта. Медиатор является тем, кто структурирует обсуждение, помогая направить общение в конструктивное русло.
Совершенно очевидно, что современная школа хорошо знакома с технологией арбитража. Но в настоящее время появилась возможность для реализации и второй формы разрешения конфликта – медиации.
Методические материалы
- Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения»
- Методическая разработка информационно-просветительского мероприятия медиаторов-ровесников (учащихся 7-9 классов) «Информационный марафон. От равного — к равному»
- Тест «Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас)
- Тренинговое занятие «Медиатор в конфликте»
- Тренинговое занятие «Я — МЕДИАТОР»
- Презентация к трегинговому занятию «Медиатор в конфликте»
- Видеоролик «Мост»
- Мультфильм «Конфликт»
- Акция «День без конфликтов»
- Цикл видеороликов «Школа родителей» («Физкультура», «Иностранный язык», «География»),с участием актера Андрея Леонова